Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Профориентационная работаПрофориентационная
работа в МБОУ «ВСОШ №3 имени Н.С. Степанова». Главным условием успешного профессионального самоопределения является
полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его
мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и
способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к
выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего
учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах. Вся работа,
направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге
способствует активизации профессионального самоопределения школьников. Важно помнить, что профориентационная работа в школе
приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь
коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: 1)
Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только со
старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2)
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от
возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных
ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых
и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи,
профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы
занятости, общественных молодежных организаций. 5)
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями
общества в кадрах). В школе профориентационная работа проводится под
руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными
руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем,
инструктором по гигиене и учителями-предметниками. Главные задачи их
деятельности по профориентации учащихся: - сформировать положительное отношение к
труду; - научить разбираться в содержании
профессиональной деятельности; - научить
соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; - научить
анализировать свои возможности и
способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и
возможностей своей личности) Основными направлениями
профориентационной работе в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. - Профориентационная консультация.
Профессиональная
информация включает в себя сведения о
мире профессий, личностных и
профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о
системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества
в кадрах.
Профессиональное
воспитание включает в себя
формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность
педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы
побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,
общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это
позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и
способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно,
чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профориентационное
консультирование – изучение личности
учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы
работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение
результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление
психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы профориентации школьников: - профориентационные уроки; - экскурсии; - классный час по профориентации; - встречи со специалистами; - профессиографические исследования; - профориентационные игры; - профориентационная информационная
консультация; - родительские собрания по профориентационной тематике и т.д. - встречи со специалистами; - профессиографические
исследования; - профориентационные игры; - профориентационная
информационная консультация; - родительские собрания по профориентационной тематике и т.д. -
встречи со специалистами; -
профессиографические исследования; -
профориентационные игры; -
профориентационная информационная консультация;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Психологические требования профессий к человеку.
Предлагаем примерное содержание требований по типам
профессии по классификации Е.А.Климова. Человек-
техника (радиомеханик, инженер, технолог, монтажник, плотник,
швея, водитель, автослесарь и др.) - точное
зрительное, слуховое, вибрационное и
кинестетическое восприятие -
хорошая координация движения -
развитое техническое и творческое мышление и воображение -
умение переключать и концентрировать внимание - наблюдательность Человек
- знаковая система (корректор, программист, экономист, бухгалтер, переводчик,
телефонист, и др.) -
хорошая оперативная и механическая память -способность
к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале -
хорошая переключаемость и распределение внимания -
точность восприятия, умение
видеть то, что
стоит за условными знаками: -
усидчивость, терпение Человек
- человек (библиотекарь, юрист, продавец, педагог, врач,
медсестра, милиционер, менеджер, социальный работник, секретарь-референт и др.) -
способность владеть мимикой, жестами -
развитая речь, способность находить язык с разными людьми -
умение убеждать людей -
способность помнить, держать в уме информацию о многих людях -
аккуратность, пунктуальность, собранность Человек
- художественный образ (ювелир, архитектор, фотограф, актер, хореограф,
музыкант, дизайнер, журналист,
парикмахер и др.) -
художественные способности -
развитые эстетические чувства -
развитое зрительное восприятие -
наблюдательность, зрительная память -
наглядно-образное мышление -
творческое и воссоздающее воображение -
знание законов эмоционального воздействия на людей -
аналитическое, нестандартное мышление Человек
- природа (агроном, ветеринар, эколог, биолог, геолог, физик,
химик и др.) -
развитое воображение -
наглядно-образное мышление -
хорошая зрительная намять -
точное восприятие (особенно зрительное) -
наблюдательность -
способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы
- поскольку результаты, деятельности
выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан
обладать терпением, настойчивостью, быть готовым к работе вне больших
коллективов, иногда в трудных походных условиях.
Обучение приемам релаксации через использование
воображаемых образов.
Когда вы ловите себя на том, что
постоянно куда-то торопитесь, нервничаете или сердитесь, остановитесь на
мгновение. Суета порождает еще большую суету, спокойствие порождает
спокойствие. И неважно, что вы делаете, неважно,
насколько это дело кажется вам важным, сделайте небольшой перерыв, погрузитесь
в состояние покоя. Сосредоточьтесь
на самом себе, подышите спокойно и глубоко. Упражнение "Ресурсные образы". Участникам
сообщается следующее: "Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали
бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина
цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и
т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи,
прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к
теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить
это как можно более четко, в мельчайших деталях".
Сведения о выпускниках окончивших школу за прошлый учебный год. Якутское ГПТУ №16 по специальности огранщик - 1 Якутский колледж технологии и дизайна традиционных
промыслов народов Якутии, по
специальности «Модельер-конструктор швейных и меховых изделий» - 1 Якутский коммунально-строительный техникум, по
специальности «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»-2. Якутский технологический техникум сервиса, по специальности «Официант-бармен»- 1 Вилюйский педагогический колледж по специальности
«Педагогика дополнительного образования»
- 1 СВФУ им. М.К. Аммосова, Геологоразведочный факультет
по специальности «Прикладная геология» -1 ВОСОШ 12 класс – 3 Служба в армии -10.
|
Корзина
Поиск
Архив записей
|
|