Профориентационная
работа в МБОУ «ВСОШ №3 имени Н.С. Степанова».
Главным условием успешного профессионального самоопределения является
полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его
мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и
способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к
выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего
учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах. Вся работа,
направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге
способствует активизации профессионального самоопределения школьников.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе
приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь
коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1)
Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна
ограничиваться работой только со
старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2)
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от
возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных
ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых
и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи,
профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы
занятости, общественных молодежных организаций.
5)
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями
общества в кадрах).
В школе профориентационная работа проводится под
руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными
руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем,
инструктором по гигиене и учителями-предметниками.
Главные задачи их
деятельности по профориентации учащихся:
- сформировать положительное отношение к
труду;
- научить разбираться в содержании
профессиональной деятельности;
- научить
соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить
анализировать свои возможности и
способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и
возможностей своей личности)
Основными направлениями
профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профориентационная консультация.
Профессиональная
информация включает в себя сведения о
мире профессий, личностных и
профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о
системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества
в кадрах.
Профессиональное
воспитание включает в себя
формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность
педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы
побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,
общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это
позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и
способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные
знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно,
чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профориентационное
консультирование – изучение личности
учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы
работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение
результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление
психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы профориентации школьников:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- профориентационные игры;
- профориентационная информационная
консультация;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
- встречи со специалистами;
- профессиографические
исследования;
- профориентационные игры;
- профориентационная
информационная консультация;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
-
встречи со специалистами;
-
профессиографические исследования;
-
профориентационные игры;
-
профориентационная информационная консультация;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Психологические требования профессий к человеку.
Предлагаем примерное содержание требований по типам
профессии
по классификации Е.А.Климова.
Человек-
техника
(радиомеханик, инженер, технолог, монтажник, плотник,
швея, водитель, автослесарь и др.)
- точное
зрительное, слуховое, вибрационное и
кинестетическое восприятие
-
хорошая координация движения
-
развитое техническое и творческое мышление и воображение
-
умение переключать и концентрировать внимание
- наблюдательность
Человек
- знаковая система
(корректор, программист, экономист, бухгалтер, переводчик,
телефонист, и др.)
-
хорошая оперативная и механическая память
-способность
к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале
-
хорошая переключаемость и распределение внимания
-
точность восприятия, умение
видеть то, что
стоит за условными знаками:
-
усидчивость, терпение
Человек
- человек
(библиотекарь, юрист, продавец, педагог, врач,
медсестра, милиционер, менеджер, социальный работник, секретарь-референт и др.)
-
способность владеть мимикой, жестами
-
развитая речь, способность находить язык с разными людьми
-
умение убеждать людей
-
способность помнить, держать в уме информацию о многих людях
-
аккуратность, пунктуальность, собранность
Человек
- художественный образ
(ювелир, архитектор, фотограф, актер, хореограф,
музыкант, дизайнер, журналист,
парикмахер и др.)
-
художественные способности
-
развитые эстетические чувства
-
развитое зрительное восприятие
-
наблюдательность, зрительная память
-
наглядно-образное мышление
-
творческое и воссоздающее воображение
-
знание законов эмоционального воздействия на людей
-
аналитическое, нестандартное мышление
Человек
- природа
(агроном, ветеринар, эколог, биолог, геолог, физик,
химик и др.)
-
развитое воображение
-
наглядно-образное мышление
-
хорошая зрительная намять
-
точное восприятие (особенно зрительное)
-
наблюдательность
-
способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы
- поскольку результаты, деятельности
выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист обязан
обладать терпением, настойчивостью, быть готовым к работе вне больших
коллективов, иногда в трудных походных условиях.
Обучение приемам релаксации через использование
воображаемых образов.
Когда вы ловите себя на том, что
постоянно куда-то торопитесь, нервничаете или сердитесь, остановитесь на
мгновение. Суета порождает еще большую суету, спокойствие порождает
спокойствие.
И неважно, что вы делаете, неважно,
насколько это дело кажется вам важным, сделайте небольшой перерыв, погрузитесь
в состояние покоя.
Сосредоточьтесь
на самом себе, подышите спокойно и глубоко.
Упражнение "Ресурсные образы".
Участникам
сообщается следующее: "Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали
бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина
цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и
т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи,
прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к
теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить
это как можно более четко, в мельчайших деталях".
Сведения о выпускниках окончивших школу
за прошлый учебный год.
Якутское ГПТУ №16 по специальности огранщик - 1
Якутский колледж технологии и дизайна традиционных
промыслов народов Якутии, по
специальности «Модельер-конструктор швейных и меховых изделий» - 1
Якутский коммунально-строительный техникум, по
специальности «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»-2.
Якутский технологический техникум сервиса, по специальности «Официант-бармен»- 1
Вилюйский педагогический колледж по специальности
«Педагогика дополнительного образования»
- 1
СВФУ им. М.К. Аммосова, Геологоразведочный факультет
по специальности «Прикладная геология» -1
ВОСОШ 12 класс – 3
Служба в армии -10.